Я вижу солнце./Н.Думбадзе.–М.:Дет.лит.,1983. – 159с. – («Библиотечная серия».)
 Повесть о жизни в грузинской деревушке в предвоенные и военные годы. Главный герой, Сосо, воспитывается тетей, учительницей русского языка. Его родители репрессированы, о чем не говорится прямо в книге. Сосо дружит с девочкой - соседкой, от рождения слепой. Они вместе переживают всё – от проблем собственного взросления до общей беды - войны. Они спасают жизнь бойца, о котором толком так ничего и не узнают, они помогают своим родителям выживать в голодные годы войны. И верят, что девочка сможет видеть. Один врач сказал ей, что, если она сможет видеть солнце, он вернет ей зрение.
- Я вижу тебя, Сосойя! Тебя и солнце!
Лиханов А. Солнечное затмение/А.Лиханов.–М.:Эксмо,2011.
Пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза – как на иконе, в пол-лица. Это про неё, про Лену, девочку из повести Альберта Лиханова «Солнечное затмение. Она любит учиться. Много читает. А еще у Лены замечательные родители – красавица-мама и папа-геолог Петр Силыч, которым Лена очень гордится. У девочки отказали ноги. Она в инвалидной коляске. Лена, живет по суровым правилам,  составленным девочками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо, Она не любит, когда её называют инвалидом и жалеют. Ещё один главный герой – это мальчишка-голубятник Федор – романтик и мечтатель. Он увлечён своей голубятней. У него в семье проблема – его пьющий отец. Этим двум ребятам в жизни нелегко. Лена знакомится Федей. Мироощущение её меняется, она по-новому видит окружающих людей. Ей очень повезло, что рядом с ней оказался такой человек, как Федя, добрый, чуткий, сострадательный, надежный. «Все беды – это солнечное затмение, а жизнь – само солнце».
Крапивин В. Самолет по имени Сережка: повесть / В.Крапивин. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2014.–192 с.
Роме Смородкину из повести “Самолет по имени Сережка” 11 лет. Половину жизни он провел в инвалидном кресле - в раннем детстве мальчик упал спиной на железный прут. Мама считает, что Роме лучше жить в интернате для инвалидов, где созданы специальные условия для таких ребят, как он. Но сам Рома другого мнения...
Маршалл А. Я умею прыгать через лужи/ А.Маршалл. – М.:Клевер-Медиа-Групп,2015.– 334с.
Автобиографическая повесть А.Маршалла.
Известный австралийский писатель Алан Маршалл (р. 1902) в талантливой повести "Я умею прыгать через лужи" (1955) - рассказал необычную историю своего детства. Он родился в глухом австралийском поселке в семье объездчика лошадей. Отец мечтал сделать из него бегуна и наездника, но, когда мальчику минуло шесть лет, его приковал к постели полиомиелит. Алан долго лежал в больнице, перенес тяжелую операцию, с трудом передвигался на костылях. Но он, ни в чем не хотел уступать своим сверстникам. Исключительная настойчивость, мужество и жизнелюбие помогают мальчику сделать невозможное - победить неизлечимый недуг. Подвергая себя суровой закалке и неустанной тренировке, не щадя парализованных ног, он карабкается на скалы, сползает в овраги, учится плавать в холодном горном озере, которого опасаются даже взрослые, занимается охотой и рыбной ловлей и в довершение всего становится отличным наездником. Жизнь в семье, в школе, среди друзей, сочувствующих его несчастью, и врагов, издевающихся над калекой, история преодоления Аланом своей физической беспомощности – таков сюжет автобиографической повести Маршалла.
Кузнецова Ю. Выдуманный жучок. Рассказы о больничной жизни/Ю.Кузнецова. – М.: Центр «Нарния», 2011.– 160с.
Повесть Юлии Кузнецовой "Выдуманный Жучок" - лауреат премии "Заветная мечта - 2009" – посвящена жизни детей, страдающих от тяжелых заболеваний. Действие происходит в больнице, где юные герои живут и взрослеют. Играют и придумывают сказки, как и их здоровые ровесники. Учатся сочувствовать, понимать, бороться и побеждать. Больничная жизнь делает их сильнее. Дети в больнице имеют право на свою собственную детскую жизнь. "И я верю, - пишет автор, - что когда они выйдут, все жизненные трудности покажутся им пустяками".
Назаркин Н. Изумрудная рыбка: палатные рассказы/Н.Назаркин. – М.: Самокат, 2007.– 112с.– (Серия «Лучшая новая книжка»).
Изумрудную рыбку можно сделать из трубочек для капельниц, но нужный цвет получается только с  помощью зелёнки, а её не всегда легко достать. А ещё хорошо пойти на настоящую рыбалку, тем более что рядом с больницей есть пруд и там часто сидят рыбаки, которые непременно поделятся удочкой. Важная задача – выбраться за ворота и протиснуться в дырку в заборе на коляске. Герои автобиографических рассказов Николая Назаркина – дети, место действия – больница. Жизнь этих ребят – процедуры, капельницы уколы…Но они не отчаиваются. Стараются не думать о плохом. Они надеются на лучшее и поддерживают друг друга.
Глейцман М. Болтушка /М.Глейцман; Пер. с англ. М. Бородицкой. – М.:ОГИ, 2002. – 144 с.
 «Книжки на вырост» – хорошее название для серии, в которой вышла эта маленькая повесть австралийского писателя Морриса Глейцмана. Книжки на вырост сопровождают нас всю жизнь и с удовольствием читаются и маленькими, и ребятами постарше, и родителями. Девочке Ро 11 лет, и она считает себя ужасной болтушкой. Она и в самом деле болтает без умолку, но только... про себя. С самого рождения ее горло устроено немного по-другому, и из-за этого девочка не может разговаривать вслух. Поэтому она разговаривает на языке жестов, а также при помощи карандаша и бумаги. Но сама с собой она находится в постоянном внутреннем диалоге, она «самая болтливая девочка во всей Австралии», как говорит ее отец. Это – «разговор в уме», а «разговаривать в уме, – говорит (думает) наша героиня Ровена Бэтс, – полезно для здоровья. Это отвлекает от тяжелых мыслей». У меня трудности с голосом и речью, – говорит (думает) Ровена, – а кому-то из вас, может быть, трудно зарабатывать на жизнь, или печь бисквитный торт, или делать по-большому… Вы можете мне сочувствовать, если хотите. А я, если захочу, могу сочувствовать вам. Мне вот, например, очень жалко тех из вас, у кого нет настоящего друга». Ровена ищет и находит друзей.
Байерс Б. Лебединое лето /Б.Байерс; пер. с англ. А. Дубининой. – М.: Центр «Нарния», 2007. –166 с.: ил. – (Тропа Пилигрима).
Саре Годфри 14 лет и она переживает самое трудное время — период взросления. Еще вчера она была веселым, довольным  ребенком, а сегодня поняла, что весь мир — ужасен. Жизнь, и правда, не мила, если у тебя умерла мама, папа живет далеко и приезжает редко, а младший брат Чарли после тяжелой болезни отстал в развитии и не умеет разговаривать. Однажды Чарли пошел разыскивать пленивших его лебедей и заблудился в лесу. Поиски его перевернули Сару, и она заново, любящим и радостным взором увидела мир и тех, кто окружает ее.
Крюкова Т.Костя+Ника/Т.Крюкова. –М.:Аквилегия ,2014 .– 320 с.
Первая любовь. Сколько на эту тему написано стихов, рассказано историй, спето песен. И все равно она у каждого своя.
Действие книги Тамары Крюковой происходит в дачном посёлке. В нём живёт девушка Никандра, прикованная к инвалидному креслу. А ещё она как две капли воды похожая на лесную Нику. В мире столько естественных вещей, которые все привыкли считать обычными. Бежать босиком по росистой траве, ездить на велосипеде, играть в классики. А мир Никандры ограничен верандой перед крыльцом. Между весёлым светлым удивительным миром и ней стоит инвалидная коляска. Ощущая себя неполноценной и лишней, она озлобилась на весь мир. Ей не нужна жалость, ей нужно участие и понимание, преданность и дружба… И только Костя это понял и стал другом! Верный, добрый, преданный он старается держать слово и отвечать за свои поступки. Костя верил в Нику больше, чем она верила в себя, поэтому ему и удалось сотворить чудо, поставить девочку на ноги.
Мурашова Е.Класс коррекции/Е.Мурашова.– М.: Самокат, 2007. – 197 с.– (Серия«Встречное движение»).
 В школе, среди классов «А» и «Б» затерялся коррекционный, 7 «Е» класс. В нем учатся социально запущенные дети, а по сути, просто несчастные – каждый по - своему. Им довелось пережить слишком много. И они уже никому не верят. Но все меняется, когда в классе появляется новенький мальчик Юра, больной детским церебральным параличом, прикованный к коляске. С его появлением начинаются чудеса. Юра может переноситься и переносить других кому не слишком нравится этот мир, в другой, параллельный, где нескладная судьба несчастных детей поддаётся коррекции, где исполняются желания.
Зартайская И. Я слышу/ И.Зартайская .– М.: Премудрый Сверчок, 2013.– 24с.
Трудно поверить, что некоторые люди не могут услышать, как шумит дождь, голоса родных людей, пение птиц. Но такое бывает  .
Десятилетний Генка обиделся на родителей и, громко хлопнув дверью, ушел из дома. Во дворе он познакомился с Аликом – мальчиком, который несколько лет назад потерял слух. Он живет в мире, полностью лишенном звуков. Но это не означает, что он не умеет слушать. Наоборот, в рассказе Алик – замечательный слушатель и собеседник. Он умеет общаться – читает по губам, а с бабушкой говорит при помощи жестов. У него дома есть маленькая аквариумная рыбка по имени «Бетховен» и он любит учиться. Текст книжки заканчивается. Но история продолжается в картинках. На страницах книги Генка учит язык жестов. А значит, они подружатся с Аликом – ведь они уже нашли и услышали друг друга. Как порой важно поставить себя на место другого, не похожего на тебя и сделать шаг навстречу.
Самарский М. Радуга для друга./М.А.Самарский – М.: Сибирская Благозвонница,2010 – 217с.
 Сашка – новый подопечный Лабрадора Трисона. Да-да, подопечный, именно так пес называет людей, которым помогает. А помощь Сашке нужна: он потерял зрение в автокатастрофе, и теперь собака-поводырь стала его лучшим другом. Благодаря искренней любви этой умной и преданной собаки мальчик смог снова радоваться жизни. Однако приобретенный в специальной школе навык – не нападать на людей - сыграл с псом злую шутку... Его похитили! Но верный друг не будет сидеть сложа лапы, он будет бороться, потому что нужен Сашке! Трисон должен вернуться к нему!
Рубен Давид Гансалес Гальего. Белое на чёрном / Г.Гальего.– СПб – М.: Лимбус Пресс, 2003.– 221 с.
Его автобиографический роман в рассказах (так определен критикой жанр произведения) «Белое на черном», появившийся в 2003 году, был удостоен в 2003 году Букеровской премии. В предисловии автор отмечает: « Меня иногда спрашивают, было ли то, о чем я пишу, на самом деле? Реальны ли героимоих рассказов? Отвечаю: было, реальны; более чем реальны. Конечно, герои мои – собирательные образы бесконечного калейдоскопа… » Гальего подчеркивает, что умышленно не пишет о плохом, так как в жизни и в искусстве слишком много негативного и ему постоянно приходилось испытывать на себе жестокость и злобу человеческого общества, а описание зла только множит зло, поэтому его книга о силе человека, победе над недугом. После такого признания писателя веришь: все, что написано в романе, – правда.
Дрейпер Шэрон "Привет, давай поговорим"/ Ш. Дрейпер. – М.: Розовый жираф, 2012. –288с.
Мелоди не похожа на большинство людей. Она не говорит и не ходит, и многие считают ее “отсталой”. Но у нее необыкновенная память: она помнит все, что когда-либо с ней случилось. Мелоди умнее взрослых, которые пытаются поставить ей диагноз, и умнее своих однокашников из интеграционного класса, она видит, чувствует и слышит то, что другие не  замечают. Она радуется жизни, но только представьте, как тяжело ей приходится, и как бывает грустно и невыносимо. Мелоди хочет, чтобы к ней относились как к человеку, а не диагнозу – ребенку с ДЦП. И она намерена доказать всем, что тоже чего-то стоит...
Хэддон М. Загадочное ночное убийство собаки: Роман /М.Хэддон.– М.: Росмэн-Пресс, 2004. – 304с.– (Премия Буккера: избранное).
 Кристофер страдает аутизмом. Он разбирается в математике, но совсем ничего не знает о человеческих чувствах. Он любит схемы, четкие структуры и свою ручную крысу и ненавидит, когда до него дотрагиваются. И он никогда не бывал нигде дальше своей улицы. У него свой мир. Особый. Туда он редко кого пускает. Что может заставить такого человека уйти из дома и самостоятельно поехать в другой город? Однажды убивают соседскую собаку. Кристофер решил раскрыть это преступление. В результате его жизнь сбилась с привычного ритма и пошла кувырком. Эта необычная книга неожиданно стала бестселлером.
Джимми Лиао. Звучание цвета. Следуя за воображением. – М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014.
Удивительная, трогательная книга Джимми Лиао, одного из самых популярных тайваньских художников, автора и иллюстратора более 50 книг для детей и взрослых. Его работы переведены на множество языков, на сюжеты его произведений поставлены фильмы и спектакли, написана музыка. Звучание цвета - это история о маленькой слепой девочке, мир которой наполнен только запахами и звуками, но она научилась слышать звучание цвета, рисуя в своем воображении яркий мир образов и красок. Это рассказ о воображаемом путешествии в метро от лица слепой девочки в больших очках, шляпке, с рюкзаком за спиной и с белой палкой в руках. Она отправляется в путешествие по метро, спускается и поднимается по эскалаторам, едет в поездах. Оформление книги необычно: на черных страницах появляются яркие, многоцветные изображения. Этот контрастный прием понятен даже детям: мы, читатели-зрители, воспринимаем все краски мира, а героиня всё видит в черном цвете. Незрячая героиня «Звучания цвета» абсолютно одна. Даже если она едет в  переполненном вагоне метро, она одинока – ведь она никого не видит. И, может быть, ее тоже никто не замечает? Она ищет друга – того, кто будет ждать ее у выхода из метро, кто сядет рядом, выпьет чая и выслушает ее. Кто раскроет над ней зонтик, возьмет за руку и будет долго-долго идти рядом, рассказывая о звездах.
Фурнье Жан-Луи. Куда мы, папа?/Жан-Луи Фурнье – М.: Эксмо, 2014.– 224 с. – (Интеллектуальный бестселллер).
 Три повести под одной обложкой. Первая « Куда мы, папа?» – это письма отца своим детям-инвалидам. Его переживания, разочарования и боль. Его история, как оголенный провод – дотронешься, и тотчас же будет больно. В своем рассказе Фурнье делится мыслями, что дети инвалиды – и счастье, и проклятье. Их хочется любить, жалеть, иногда убить. Их содержание дорого, но государство дает льготы. Это и маленькая гордость, и большой стыд. Это повесть о родительской любви. Ведь родители любят своих детей, даже если они отличаются и не похожи на обычных людей.
|