Версия для слабовидящих

Что новенького?

 

  14.02.2022   Иван Билибин – иллюстратор сказок и былин.

    Родился будущий художник под Петербургом, недалеко от Сестрорецка. Его отец – военный врач, не одобрял его занятия живописью, и настоял на том, чтобы он поступил в Университет на юридический факультет. Учась в Университете, Иван, параллельно занимался живописью в Обществе поощрения художников, как вольнослушатель, затем в мастерской Ильи Репина в Академии художеств, два месяца учился в Германии.
   В поисках своего живописного стиля, Билибин много ездит по Северным глубинным российским деревням  (Вологодская, Архангельская области, Олонец), где сохранились домики с расписными ставнями и резными наличниками, изучает и скупает предметы народного быта: прялки, ступки, разделочные доски, веретёна, туеса, короба, одежду.  Изучает русский народный орнамент на одежде, полотенцах, занавесках, скатертях и других изделиях, тем самым сохраняя для потомков неповторимое народное искусство. Всё это потом очень пригодилось художнику при иллюстрировании сказок в воссоздании русского народного костюма разных сословий от царей, его приближённых до пастушка овец. Богатая орнаментика, пышная декоративность, высмотренные в древнерусском искусстве детали одежды и деревянной резьбы служат тому, чтобы зритель ещё глубже познал богатство и щедрость русской сказки. А окончательным толчком в выборе основной темы в живописи была картина В. Васнецова «Богатыри». Он понял, что именно русские сказки и былины он должен иллюстрировать. «Это именно то, к чему рвалась моя душа» - писал он.
   Художник серьёзно увлекался японской гравюрой. Работы художников Хиросиге, Утамаро и Хокусаи он часто приносил в школу искусств, где преподавал, и показывал студентам. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…» созданы под влиянием этого удивительного искусства.
   При иллюстрировании русских народных сказок Билибин создал свой неповторимый стиль, который и назвали «билибинским»: тончайшую контурную линию, нанесённую на плоскость бумаги, художник заполнял ровной акварельной краской без светотеневой моделировки. Это очень кропотливая и трудоёмкая работа, требующая усидчивости и терпения. Не более 5 кв. см  картины в сутки мог создавать художник.  Вокруг центральной части картины – располагает рамку-бордюр, который воспринимается зрителем как наличник окна, через которое зритель как бы «входит» в сказку, становясь её полноправным участником.
   Художник во время войны жил в блокадном Ленинграде. Мог эвакуироваться, но отказался, заявив, что «из осаждённой крепости не бегут, её защищают». Продолжал заниматься со своими студентами в подвале Академии художеств, создавая портреты былинных героев – защитников земли русской. Умер от голода в феврале 1942 года.
    Ребята с увлечением раскрасили заготовку И. Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Прослушав сказку «Царевна-лягушка», создали сказочный словарь, подобрав для каждого героя или персонажа сказки основные словесные характеристики.

 
А.Н.Касьянова


Предыдущая новость:
Среди книжных страниц. Немного о книжных закладках.

Книжные закладки давно живут между страниц книг и в состоянии рассказать нам много интересного о прошлом. Они появились еще в 13 веке: из кожи и велюра, позже из ткани и плотной бумаги.
Шелковые, вышитые, с различной символикой и видами, портретами королей и королев.
Египетские писцы приклеивали на свитки кусочки папируса. Средневековые книжники отмечали страницы фолиантов петельками из кожи, пергамента или плотной ткани, а также создавали весьма функциональные конструкции для облегчения чтения. В XIX веке читающие дамы нередко отдавали предпочтение цветам и кружевным платочкам.
Изобретение в XV веке в Западной Европе книгопечатания сделало книгу всё более доступной. Но долгое время книга, оставалась очень дорогой. К каждому экземпляру относились крайне бережно. Книжная закладка, помогала лучше сохранить дорогое и ценное издание. Уже тогда закладка отличалась оригинальностью форм.
     В XV-XVI веках получили распространение закладки – регистры в виде небольшого язычка (из кожи, пергамента, ткани), прикрепленного к краю выбранных листов книги и выступающего, как правило, за пределы бокового обреза, что давало возможность без труда многократно открывать книгу в нужном месте.
Тогда же, как на Западе, так и в России, необычайной популярностью пользовались закладки, представляющие собой конструкцию из нескольких лент, шнуров, тесьмы, прикрепленных к держателям самой разнообразной формы. Такой закладкой можно закладывать несколько страниц сразу, что было удобно при чтении, например, религиозной литературы.
    В XVII веке переплётчики начали конструктивно включать закладку в книгу, прикрепляя одну или несколько лент к корешку книжного блока или нижней переплётной крышке. Позже такие закладки получат название – «ляссе» (искаженное на французский манер немецкое слово «Lisezeichen», обозначающее «закладка»).
    Массовое производство закладок начинается после 1860 года. Рынок заполнился шелковыми закладками машинного производства. Предлагались закладки на все случаи жизни, со всевозможными поздравлениями, пожеланиями друзьям и близким, выражением благодарности, словами любви и сочувствия, текстами молитв.
Сначала их изготавливали из ткани, но довольно скоро перешли на более дешевые и технологичные материалы – картон и плотную бумагу.
На рубеже XIX - XX в. возникла мода на металлические закладки различной конфигурации, напоминавшие скрепки. По форме они напоминали ножи для разрезания бумаги. В области рукоятки делалась выемка или накладная деталь для зажима страницы. Рукоятки украшались гравировкой, литьем, часто в сочетании со слоновой костью, эбеновым деревом, перламутром. Иногда встречались и забавные надписи: "Вот твоя страничка" или "Я тут заснул".
    В XX веке большую часть закладок изготавливали из бумаги – превосходного материала для размещения рекламы, пропаганды, вообще, любой информации.
Сегодня, несмотря на распространение электронных книг и подобных им устройств, где закладка становится просто функцией в программе, в руках читателей остаются и бумажные книги. А в них закладки, которые можно сделать своими руками.

Детская библиотека приглашает принять участие в творческом конкурсе  "Где закладка, там читай!"


Н.Токарева


Просмотров: 121   2.02.2022   Подробнее...
Следующая новость:
Через книгу - к конкурсам и встречам. Совместная работа с детским садом №26.


На протяжении пяти лет Детская библиотека успешно сотрудничает с МБДОУ №26. Все началось с работы в логопедической группе №8 и учителя-логопеда Лысенко Елены Александровны. Совместные усилия в развитии правильной речи у малышей через книгу принесли хорошие результаты. Было решено закрепить результат показательным занятием для учителей-логопедов Гатчины и конкурсом чтецов в логопедических группах садов города и района. С этого времени началась совместная работа с педагогами разных садов и особенно с  детским садом №26. У нас появились маленькие друзья библиотеки, юные читатели, весёлые и благодарные слушатели. Каждый приход детей в библиотеку приносит сотрудникам положительные эмоции и заряд хорошего настроения. Библиотекари стараются придумать и подготовить для ребят что-то занимательное, а главное найти и прочитать малышам интересные книги.

 А еще проводят  разнообразные занятия и конкурсы, такие как конкурс чтецов «Раскрасим мир стихами А. Усачева» среди старших и подготовительных групп детского сада №26. 

Хочется поблагодарить учителей-логопедов и всех педагогов – воспитателей МБДОУ № 26 за сотрудничество и взаимодействие с библиотекой. С нетерпением ждём новых встреч и проектов!
О.Ю.Обуховская

Просмотров: 110   18.02.2022   Подробнее...

Список новостей
 

г. Гатчина

Разработка и дизайн: Разработка и дизайн - Студия ПриоАрт